Краткий обзор ситуации на рынке авиационной логистики региона.
Отрасль грузовых авиаперевозок в Казахстане и регионе Центральной Азии демонстрирует стабильный рост на фоне развития транзитных маршрутов в обход российского воздушного пространства и либерализации рынка.
В Казахстане авиаперевозки грузов восстановились после спада в 2021 году: первое полугодие 2024 года показало рост на 9% (до 12,4 тыс. тонн) к аналогичному периоду 2023-го. Однако основная часть грузов перевозится в багажных отсеках пассажирских самолётов, что ограничивает возможности экспедиторов для доставки товаров воздушным транспортом.
Частные и государственные игроки расширяют предложение грузовых перевозок. Новая авиакомпания Alpha Sky запустила рейсы для еженедельной доставки экспресс-грузов из Гонконга. Карагандинский аэропорт «Сары-Арка» стремится стать мультимодальным хабом, благодаря привлечению частных инвестиций и последовательной реализации программы развития воздушной гавани, включающей в том числе запуск грузовой авиакомпании Altair Airlines. Правительство Казахстана планирует создать четыре региональных хаба в Алматы, Шымкенте, Астане и Актобе, рассчитывая на то, что вложения в инфраструктуру усилят роль страны как транзитного узла между Востоком и Западом.
В Узбекистане либерализация рынка стимулировала рост частных компаний. My Freighter стала крупнейшим игроком, расширив парк Boeing 767-300BCF до 6 самолётов и открыв рейсы в Китай и Европу. Компания Fly Khiva также осваивает европейский рынок. Осенью 2024 года состоялись первые рейсы новой грузовой авиакомпании SpaceeBee Airlines.
Региональные инициативы подчеркивают стремление Казахстана и Узбекистана усилить роль транспортных узлов в глобальных цепях поставок в 2025 году.