Ситуация в отрасли сегодня и завтра
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подвела итоги 2024 года и поделилась прогнозами на 2025 год. Основное внимание уделено проблемам цепочки поставок, которые продолжают оказывать давление на авиакомпании, увеличивая их издержки и ограничивая возможности роста. Вместе с тем, в 2025 году ожидается ряд положительных изменений, которые могут способствовать восстановлению отрасли.
Проблемы цепочки поставок
Увеличение возраста мирового флота Средний возраст самолетов достиг рекордных 14,8 лет. Для сравнения, в период с 1990 по 2024 годы этот показатель составлял 13,6 лет. Устаревание флота увеличивает расходы на техническое обслуживание и создает дополнительные риски.
Снижение поставок новых самолетов Поставки самолетов снизились с рекордных 1813 единиц в 2018 году до 1254 в 2024 году. Это на 30% меньше прогнозируемых значений на начало года. Тем не менее, на 2025 год ожидается значительный рост поставок — до 1802 самолетов.
Рост числа невыполненных заказов Количество заказов на новые самолеты достигло исторического максимума — 17 000 единиц. Эта цифра отражает высокий уровень спроса на обновление флота, несмотря на существующие ограничения в производстве.
Увеличение доли «припаркованных» самолетов На конец 2024 года около 14% мирового парка самолетов (примерно 5000 единиц) находятся в резерве, что на 4% больше, чем до пандемии. Общий мировой флот насчитывает 35 166 самолетов, включая произведенные в России.
Прогнозы на 2025 год
Несмотря на текущие трудности, эксперты IATA прогнозируют позитивные изменения в ближайшем будущем:
Снижение цен на нефть Снижение стоимости сырой нефти оказывает благоприятное влияние на цены авиатоплива, что может помочь авиакомпаниям сократить операционные расходы.
Рост пассажиропотока В 2024 году пассажиропоток оставался на высоком уровне, и в 2025 году прогнозируется его дальнейший рост, хотя темпы будут замедляться. Ожидается, что все регионы превысят допандемийные показатели.
Рекордные показатели грузоперевозок Авиакомпании прогнозируют исторический максимум по тонно-километрам грузоперевозок (CTK). В 2024 году спрос вырос на 11,8% в годовом исчислении, и эта тенденция, вероятно, сохранится.
Роль электронной коммерции и морских перевозок Трансграничная электронная торговля продолжает оставаться ключевым драйвером роста. Проблемы и ограничения в морских перевозках также способствуют увеличению спроса на авиаперевозки.
Региональные тенденции
Рост объемов грузовых перевозок наблюдается во всех регионах, начиная от 6% и достигая 16% с начала 2024 года. Особенно выделяются авиакомпании Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти успехи объясняются:
- Активным развитием электронной коммерции;
- Проблемами в морских перевозках;
- Использованием неограниченного доступа к воздушному пространству России.
Выводы
Авиационная отрасль демонстрирует устойчивость, несмотря на вызовы, связанные с цепочкой поставок и изменением рыночных условий. Снижение цен на авиатопливо, а также стабильный рост пассажирских и грузовых перевозок создают основания для оптимизма. В то же время ключевыми факторами успеха остаются внедрение инноваций, обновление флота и эффективное управление логистическими процессами. 2025 год обещает стать важным этапом восстановления и развития мировой авиации.